В последнее время широкое распространение получили, так называемые, мануфактурные или алгоритмические код-грабберы, которые в одночасье сделали бесполезными все сигнализации с системой кодирования Keeloq.
И ведь машин не стало меньше, наоборот, если раньше припарковаться у дома не составляло труда, то теперь это целая проблема. И практически на каждом автомобиле обязательно стоит сигнализация... И тут меня осенило – так ведь сигнализации теперь в основной массе стали двусторонними. Так что теперь хозяин авто полагается не на "мифических" прохожих, которые спугнут автовора, заслышав сирену, тем более, что в это как-то слабо верится. А сегодня, кстати, по дороге на работу, я вообще был свидетелем комической картины: какой-то молодой человек линейкой пытался открыть окна, по-видимому, своей, не очень-то новой иномарки. А прохожие шли, не обращая на него ни малейшего внимания. Так что рассчитывать в теперешних условиях можно только на себя и на свою расторопность.
Итак, автосигнализации стали двусторонними, и основной канал оповещения теперь не сирена, а пейджерный канал двусторонки. Вот о нем-то и пойдет речь.
Несомненно, большинство автовладельцев, глядя на нарисованный автомобильчик на экране своей "билармовской" сигнализации, убеждены, что вот теперь-то они стали владельцами самой наисовременнейшей охранной системы с двусторонней связью.
Но мало кто задумывается, от чего вообще зависит эта самая двусторонняя связь.
А ведь это обычный радиоканал, который подвержен всем воздействиям радиомагнитных помех, присущих большому городу. И поверьте, что эфир в любом большом городе чрезвычайно загажен (как и вся окружающая нас среда). Радиопомехи в большом городе достигают такого уровня (проверяли, и не просто проверяли, а проводили целый ряд тестов), что вообще непонятно, как что-либо вообще может работать. Но работает! Только вот работает совершенно по-разному…
А эфир, действительно, загажен, да и для оповещения существует только одна единственная частота с полосой 433,92 + 0,4%. И это притом, что машин становиться все больше, и, соответственно, загруженность радиоэфира – просто беспрецедентная. А уж про радиоэфир вокруг гипермаркетов и говорить нечего.
Вот и получается, что, именно, от качества радиоканала, а точнее, от наличия устойчивого и дальнобойного радиоканала, (при условии наличия автоматического контроля этого самого радиоканала) напрямую зависит, выполнит сигнализация свое предназначение или нет.
Вообще, надо уточнить, что у радиоканала есть 2 дальности:
- пейджерная дальность (дальность оповещения) и
- командная дальность (дальность управления).
Пейджерную дальность следует считать охранной функцией, поскольку от этой самой дальности напрямую зависит, получите вы тревожное сообщение или нет. А это самое главное. А командную дальность нужно считать сервисной функцией, т.к. она служит для выполнения таких действий, как дистанционный запуск двигателя и прочее.
Таким образом, именно от качества радиоканала зависит, получите ли вы в этот самый момент истины (то есть в момент криминального покушения на ваш автомобиль) сигнал тревоги или нет! То есть, именно качество радиоканала определяет теперь качество самой двусторонней сигнализации.
Контроль канала
Теперь есть смысл обратиться к истории (радиоканала). Самой пейджерной связи и соответственно контролю канала уже около 15 лет. Почему же до сих пор не стали распространенными охранные системы с этим самым контролем канала? Хотя очевидно, что двусторонние системы для того и нужны, чтобы быть уверенным, что мой автомобиль находится в зоне действия двусторонней связи (точнее ее пейджерной составляющей, которая определяет дальность оповещения) и я, соответственно, буду гарантированно предупрежден о криминальном посягательстве на свой автомобиль.
А иначе, зачем вообще нужна двусторонняя связь?
Так вот: ввиду того, что схемотехнические решения того времени были неудовлетворительными, то и связь была неустойчивой, и поскольку пейджер все время терял связь, то это закономерно вызывало раздражение и законное желание отключить этот источник беспокойства.
Но время не стоит на месте. За 15 лет непрерывной и напряженной работы инженерам компании Меджик Системс удалось решить эту задачу, и в настоящее время достигнута выдающаяся по устойчивости связь, которая и позволила реализовать автоматический контроль канала (автоматическую проверку нахождения брелка в зоне приема тревожных сигналов от сигнализации, установленной на автомобиле).
Автоматический контроль канала и только автоматический (а не принудительный, который, не мудрствуя лукаво, изобрели некоторые компании-производители) дает абсолютную уверенность, что в нужный момент необходимая информация будет сообщена владельцу, а отсутствие сообщений гарантирует, что с автомобилем все в порядке.
И важно помнить, для того чтобы контроль радиоканала работал устойчиво, необходимо выполнение двух условий: дальность + помехоустойчивость.
Теперь давайте посчитаем: контроль канала – это посылка радиосигнала 1 раз в 90 сек., что отображается на брелке светящимся значком антенны. Это означает, что проверка канала происходит 1 раз в 90 сек. В итоге за час получаем 40 проверок связи, а за ночь – 320, итого за год 320 x 365 = 116816.
Так вот: моя сигнализация Сталкер-600 NBV ни разу попусту не разбудила меня за год, хотя машина парковалась за 300-500 метров от подъезда. Вот это я называю устойчивая связь и устойчивый радиоканал.
Теперь немного о параметрах: дальность пейджерного канала у Сталкера составляет 3 км , а командного до 1200 метров . Меня многие спрашивают: зачем тебе нужна дальность (оповещения) 3 км – ведь добежать все равно не успеешь? (Хотя, если моей машине будет угрожать опасность – то и побегу!)
Отвечаю компетентно: в условиях города радиосигнал значительно ослаблен по сравнению с идеальными условиями, в которых и замеряется дальность автосигнализаций, которая указывается в инструкциях и на упаковке.
Вообще, на прохождение радиосигнала влияют три основных фактора:
- качество радиоканала
- наличие помех в эфире
- наличие препятствий (в виде домов, строений и прочее)
И если с помехами мы еще можем бороться, улучшая радиоканал, то препятствия, как ни крути, способны ослаблять радиосигнал в 2-3, а то и в 10 раз.
Следовательно, если ваша сигнализация имеет дальность связи 3 км, то даже в самых худших условиях, вы будете иметь уверенную связь в 300 метров, что вполне пригодно для парковки, чего не скажешь о сигнализациях с заявленной дальностью, скажем, в 500 м.
Таким образом, можно утверждать следующее: кто имеет более дальнобойный канал в чистом поле, тот будет дальнобойнее и в реальных городских условиях.
Вся сложность в том, что такие параметры, как дальность и помехоустойчивость, являются техническими параметрами, и у потребителя нет возможности их явно потрогать, пощупать, в отличии, скажем, от внешнего вида брелка, на что, кстати, очень часто ведется покупатель, делая свой выбор сигнализации по дизайну (что часто является основным критерием выбора большинства потребителей), понравившегося брелка!
Какая дичь!
Вот и получается, что оценить их (дальнобойность и помехоустойчивость) можно только на практике (а практика, как известно критерий истины!), только в сравнении… Что и было проделано рядом петербургских независимых кампаний, которые провели тестирование на дальность самые популярные бренды двусторонних сигнализаций. Подробнее о самом тестировании и о его результатах можно почитать здесь.
Проанализировав результаты этого исследования, можно констатировать: во-первых: контроль радиоканала – жизненно необходим. Во-вторых: чтобы контроль канала был работоспособным, необходимо, чтобы у него были высокие дальность и помехоустойчивость. Причем помехоустойчивость имеет, пожалуй, решающее значение.
Как же удалось решить проблему помехоустойчивости в Сталкере? Во-первых: это узкая полоса (вероятность воздействия помех меньше). Во-вторых: используется математическая обработка с помощью дорогостоящего процессора с использованием шумоподобных сигналов.
Подводим итоги Получается что только сейчас, впервые за все время существования контроля канала (15 лет) компании Меджик Системс удалось добиться создания выдающегося по дальности и помехоустойчивости радиоканала, реализованного в Сталкере-600 NBV .
И теперь достаточно просто взглянуть на брелок (на котором горит значок антенки), чтобы быть абсолютно уверенным, что с твоей машиной все в порядке, а значит, наличие подобного радиоканала дарует абсолютное спокойствие, владельцу автомобиля, оснащенного подобной системой.
И в конце статьи можно вернуться и к заголовку: "Триединая сущность двусторонней связи" и еще раз резюмировать, что первое, о чем надо поинтересоваться при покупке двусторонней системе, это:
- наличие контроля канала (автоматического);
- значительная дальность канала связи ( 3 км на оповещение и 1000 м на управление);
- высокая помехозащищенность радиоканала (см. исследование).
В общем, получается, что на сегодняшний день контроль канала стал одним из основных критериев выбора двусторонних автосигнализаций.
Игорь Никаноров
|